Правовые новости

Что счастье продавцам – то горе покупателям

By 12.09.2019 No Comments

С сентября 2019 г. магазины «Детский мир» в Москве запустят пилотный проект – в рамках системы быстрых платежей (СБП) часть магазинов начнут принимать оплату поQR-коду. Для оплаты покупки необходимо отсканировать на кассе QR-код и одобрить операцию в приложении.
По итогам пилота «Детский мир» планирует масштабировать платежный инструмент на всю сеть, а также в дальнейшем запустить оплату QR-кодом в online-магазине.
Переход на СБП ретейлер мотивирует удобством. Директор департамента организации комплексных корпоративных расчетов заявил, что подобный расчет востребован и через 3-5 лет станет обыденным способом оплаты товаров.
Рассмотрим, действительно ли данный способ оплаты настолько удобен, как указывают ретейлер и экономически выгоден не только продавцу, но и покупателю.
Цель СПБ уменьшить комиссии для магазинов, поскольку последние жаловались на слишком большой процент от суммы покупки, т.к. с каждой оплатой по карте они вынуждены выплачивать банку комиссию, в среднем около 2%.
Данная система выгодна магазинам, потому что взимается комиссия всего в 0.4% вместо 2%. То есть в несколько раз меньше, чем в случае оплаты картами. Но цены на сами товары при этом снижаться скорее всего не будут.
Как работает СПБ со стороны покупателя: покупатель должен иметь счет в банке, который входит в СБП. К такому счету необязательно привязывать карту, но должен быть мобильный банк. Осенью все крупные банки должны будут присоединиться к системе, а потом и вообще все банки обяжут. На кассе покупатель сканирует код приложением и подтверждает через мобильный банк оплату.
Имеется опасение, что магазины откажутся полностью от оплаты по картам и перейдут на СПБ, оставив возможность оплатить покупку наличными. Поскольку комиссия в 0.4% по СПБ намного выгоднее, чем 2% при стандартной оплате покупки картой. При этом покупатель теряет возможность пользоваться бонусами, которые предлагают банки, например, кэшбэки, бонусы «Спасибо» и т.д.
Тем не менее эта информация может быть полезна как покупателям, исходя из принципа – кто предупрежден – тот вооружен, так и потенциальным продавцам, которые могут снизить комиссии банкам при оплате покупок.