Правовые новости

Санкт-Петербург, Москва и Севастополь получили право отложить новое регулирование потоков отходов. Остальные регионы близки к катастрофе!

By 20.01.2019 No Comments

За последнюю неделю 2018 года начали реализовываться шаги, позволяющие оттянуть переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Напомним, с 01 января 2019 года впервые в новейшей истории России планировалась искусственная монополизация рынка транспортирования, утилизации и размещения таких отходов путем выбора одного или нескольких региональных операторов для каждого субъекта РФ.  Сейчас рынок практически везде децентрализован, образователи отходов могут выбирать из услуг десятков (в крупных регионах – сотен и более) специализированных компаний по вывозу и дальнейшему обращению с отходами.

С начала декабря сразу несколько регионов России заявили о неготовности организовать работу по новым правилам с января 2019 г., еще в нескольких вновь выбранные региональные операторы заявили об отказе от выполнения вновь полученных обязательств. К 09 января 2019 г. тем или иным образом более 15 регионов уже не в состоянии выполнять нормы отраслевого Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Альтернатива  —  коллапс системы санитарной очистки таких регионов. Как правило, в них не появилось ни ответственных за вывоз отходов, ни согласованных объектов его размещения (переработки), ни единого управляющего и контролирующего центра.

Отсутствие единых правил игры внутри отдельных субъектов РФ, вывозящих отходы в смежные регионы (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) обнуляет все усилия властей в смежных регионах – к примеру, Ленинградской области.

В этой связи Государственная дума экстренно рассмотрела законопроект № 581681-7 «О внесении изменений в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Предлагалось отсрочить введение регионального операторства для Москвы, Петербурга и Севастополя – не позднее чем до 01.01.2022 г.; власти регионов смогут менять регоператора, если он отказался выполнять свои функции; статус регоператора может быть присвоен ряду организаций без конкурсного отбора; легализуется существование «объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации» — по сути, несанкционированных свалок бытовых отходов.  Итогом работы законодателей стал Федеральный закон от 25.12.2018 N 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», вступивший в силу с первыми днями 2019 года.

Ситуация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, связанных Соглашением о взаимодействии между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом по вопросу обращения с отходами производства и потребления, вообще уникальна как с точки зрения правового регулирования, так и с позиций обеспечения экологической безопасности.

Выбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Санкт-Петербурге, ранее закончившийся в пользу смольнинского ГУП «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» по обоим лотам (север и юг Петербурга, граница лотов – по Большой Неве), успешно оспорен в кассации для южной зоны.  28 ноября Арбитражный суд Северо–Западного округа поддержал позицию ООО «Новый Свет — ЭКО» и оставил в силе решение первой инстанции арбитража. По нему Смольный обязан аннулировать итоги выбора регионального оператора и снова провести конкурс на право оперировать потоками отходов юга Петербурга.

Мотивировочная часть решения кассации по иску «Нового Света-ЭКО» критикует механизм определения регионального оператора, также примененный и в конкурсе на право обслуживания севера Петербурга.  Не исключено, что крупные игроки рынка воспользуются итогами кассации и оспорят выбор Смольного и на севере Санкт-Петербурга.

Напомним, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Такое переходное положение предусмотрено п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».