Правовые новости

Рынок ценных бумаг. Комплексные изменения

By 27.01.2019 No Comments

«27» декабря 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» (далее — Федеральный закон № 514-ФЗ).

Положения Федерального закона № 514-ФЗ условно можно разделить на два блока: первый блок поправок вступает в силу с момента его официального опубликования «28» декабря 2018 года, а второй блок изменений вступает в силу с «01» января 2020 года.

Так как данные изменения носят комплексный характер, поправки довольно объёмные, предлагаем рассмотреть первый блок существенных поправок, вступивших в силу «28» декабря 2018 года.

Общие положения об эмиссионных ценных бумагах.

Увеличился перечень условий освобождения от регистрации проспекта ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг — официальный документ, который готовится компанией-эмитентом, утверждается её Советом директоров, и содержит существенную информацию об эмитенте и его ценных бумагах.

Если ранее регистрация проспекта была в прямой зависимости от количества лиц, имеющих преимущественное право приобретения таких бумаг, а именно не более 500, то теперь вне зависимости от их количества регистрация проспекта не требуется, если ценные бумаги предлагаются только квалифицированным инвесторам и лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций и (или) эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Также данные изменения коснулись и случаев размещения ценных бумаг только среди акционеров эмитента, количество акционеров теперь не является условием регистрации проспекта.

Однако следует указать одно исключение из общей тенденции смягчения законодательства в данной сфере: в случае размещения облигаций в рамках программы допускается не регистрировать проспект ценных бумаг только в том случае, если с даты регистрации проспекта, зарегистрированного одновременно с программой облигаций, не истек один год (ранее было достаточно однократно зарегистрировать проспект облигаций вместе с программой).

Теперь эмитент может привлекать денежные средства в размере до 1 млрд. рублей путём размещения облигаций в течении одного года без регистрации проспекта ценных бумаг. Ранее данный порог составлял 200 млн. рублей.

Облигации.

Поменялся порядок регулирования досрочного погашения облигаций.

Изменения коснулись возможности предусмотреть в решении о выпуске облигаций с обеспечением пункт о том, что утрата или существенное ухудшение условий обеспечения само по себе не является существенным нарушением.

Также следует сделать акцент на том, что помимо допущения эмитентом существенных нарушений условий исполнения обязательств по облигациям, владельцы таких облигаций вправе требовать их досрочного погашения (вне зависимости от указания такого права в решении о выпуске ценных бумаг) в случае нарушения их эмитентом требований по раскрытию информации.

Теперь в качестве обеспечения по облигациям может выступать независимая гарантия, таким образом расширился список возможных гарантов, включив в себя коммерческие организации. Однако если данная гарантия не является банковской, гарантами по ней вправе выступать только коммерческие организации, стоимость чистых активов которых не меньше суммы (размера) предоставляемой гарантии.

Теперь стало возможным выпустить облигации без указания в решении о выпуске срока их погашения. Право размещать облигации без срока погашения предоставляется:

— только тем эмитентам, которым присвоен кредитный рейтинг, соответствующий наивысшему уровню по национальной рейтинговой шкале РФ;

— облигации вышеуказанных эмитентов должны находиться в обороте не менее пяти лет, при условии отсутствия существенных нарушений исполнения обязательств.

Данные положения не применяются к «бессрочным» субординированным облигациям (ценным бумагам, предназначенным для квалифицированных инвесторов).

В случае банкротства эмитента требования кредиторов по «бессрочным» облигациям удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

III. Раскрытие информации.

Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия по освобождению от раскрытия информации, в частности:

— ограничения доступа к информации, содержащейся в ЕГРЮЛ;

— ограничение доступа к инсайдерской информации;

— ограничения доступа к информации о деятельности центрального депозитария;

— микрофинансовая компания вправе ограничивать доступ к информации о структуре и составе своих акционеров (участников), в том числе о лицах, под контролем которых находится микрофинансовая компания;

— антимонопольный орган вправе не размещать на своем официальном сайте сведения о поступившем ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки или иного действия.

Тем не менее, даже в случае освобождения от обязанности публичного раскрытия информации ее необходимо предоставить в Банк России.