Правовые новости

Может ли налоговая служба провести выездную налоговую проверку за истечением трехлетнего срока?

By 27.02.2018 No Comments

Спор по данному вопросу дошел до Верховного Суда.

Руководителю организации стоит знать, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации налоговая инспекция праве провести проверку по данному уточнению даже за пределами трехлетнего срока! Однако проведение проверки должно быть обоснованным.

Согласно материалам дела № А40-230080/2016  в  2013 году Компания представила в налоговую службу уточненную декларацию за период с 1 января по 31 декабря 2010 года, из которой следовало, что предприятие переплатило налог на прибыль за тот год. Чтобы проверить эти сведения, Налоговая  в 2015 году в ходе выездной проверки проверила в том числе период 2010 года. Однако налогоплательщик не согласился с наличием у налогового органа полномочий по проверке документов, по истечении трех лет после окончания проверяемого налогового периода. Спор дошел до Верховного суда .

В своем Решении Верховный суд подчеркнул, что «налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего, в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения» (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 марта 2018 г. N 305-КГ17-19973). Далее тоже цитата:

Между тем это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время – без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.

При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в том числе: существование у налогового органа при должной организации контрольной работы возможности по своевременному выявлению обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика, указывающих на необоснованность  изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации; способность налогоплательщика в случае проведения повторной выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (предоставление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т.п.).

Как уже ранее отмечал в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П, недопустимо избыточное или не ограниченное по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков. Такие действия налогового органа свидетельствуют о придании дискриминационного характера налоговому администрированию и приводят к препятствованию предпринимательской деятельности.

Выгодно ли подавать уточненную налоговую декларацию за пределами трехлетнего срока? Полагаем, что нет. Подача уточненной налоговой декларации, как правило связана с получением налогового вычета или зачета. Однако, данные механизмы ограничены 3-летним сроком исковой давности.

Резюмируя: в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации налоговая инспекция праве провести проверку по данному уточнению даже за пределами трехлетнего срока. Однако проведение проверки должно быть обоснованным, и бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать вывод о разумности срока назначения повторной выездной проверки, лежит на налоговом органе.