Спор по данному вопросу дошел до Верховного Суда.
Руководителю организации стоит знать, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации налоговая инспекция праве провести проверку по данному уточнению даже за пределами трехлетнего срока! Однако проведение проверки должно быть обоснованным.
Согласно материалам дела № А40-230080/2016 в 2013 году Компания представила в налоговую службу уточненную декларацию за период с 1 января по 31 декабря 2010 года, из которой следовало, что предприятие переплатило налог на прибыль за тот год. Чтобы проверить эти сведения, Налоговая в 2015 году в ходе выездной проверки проверила в том числе период 2010 года. Однако налогоплательщик не согласился с наличием у налогового органа полномочий по проверке документов, по истечении трех лет после окончания проверяемого налогового периода. Спор дошел до Верховного суда .
В своем Решении Верховный суд подчеркнул, что «налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего, в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения» (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 марта 2018 г. N 305-КГ17-19973). Далее тоже цитата:
Между тем это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время – без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.
При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в том числе: существование у налогового органа при должной организации контрольной работы возможности по своевременному выявлению обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации; способность налогоплательщика в случае проведения повторной выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (предоставление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т.п.).
Как уже ранее отмечал в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П, недопустимо избыточное или не ограниченное по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков. Такие действия налогового органа свидетельствуют о придании дискриминационного характера налоговому администрированию и приводят к препятствованию предпринимательской деятельности.
Выгодно ли подавать уточненную налоговую декларацию за пределами трехлетнего срока? Полагаем, что нет. Подача уточненной налоговой декларации, как правило связана с получением налогового вычета или зачета. Однако, данные механизмы ограничены 3-летним сроком исковой давности.
Резюмируя: в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации налоговая инспекция праве провести проверку по данному уточнению даже за пределами трехлетнего срока. Однако проведение проверки должно быть обоснованным, и бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать вывод о разумности срока назначения повторной выездной проверки, лежит на налоговом органе.