Правовые новости

Контрактную сферу закупок под жесточайший контроль!

By 29.04.2019 No Comments

Ограничение свободы ожидает юридические фирмы, занимающиеся контрактами в сфере закупок. Изменения в законе усилили контроль, а также повысили требования к исполнению обязательств.
«01» апреля 2019 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный Закон о внесении изменений в Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. (далее – Федеральный Закон).
Настоящим Федеральным Законом законодательные органы власти внесли ряд изменений в правоотношения между субъектами гражданского оборота, возникающие в связи с государственными или муниципальными закупками.
Так, одним из самых значимых, по нашему мнению, изменений, является дополнение к ч. 5 ст. 15 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., которое регулирует правоотношения, возникающие в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
Согласно положениям данной статьи при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу соответствующих средств, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Положения данной статьи в новой редакции более детально регулируют данный вопрос посредством перечисления применимых к таким правоотношениям положений Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. о мониторинге закупок, аудите в сфере закупок, контроле в сфере закупок, а также при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) такими организациями. Данное нововведение означает, что у таких юридических организаций будет ограничена свобода действий при решении экономически значимых вопросов, например, у них будет отсутствовать та свобода выбора контрагента, которая закреплена за ними положениями гражданского законодательства. Вместо этого при определении своих контрагентов данные юридические лица будут пользоваться теми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые закреплены в Федеральном Законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., а именно — путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, но получившие в установленном законом порядке бюджетные инвестиции и осуществляющие соответствующие закупки за счет данных инвестиций, будут еще сильнее подконтрольны перечисленным в ст. 99 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. органам контроля.
Как известно, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации полномочны на осуществление функций контроля в отношении нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений и др. Данные полномочия могут быть переданы федеральным органам исполнительной власти либо же федеральным казенным учреждениям.
Однако в таком случае, как требуют того положения Федерального Закона, не допускается возложение на одно должностное лицо контролирующего органа обязанностей по осуществлению таких полномочий, как, например, определение поставщиков, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение и т.д. Данное нововведение призвано свести к минимуму существующие коррупционные риски и возможное давление на должностных лиц таких органов при принятии ими соответствующих решений.
Стоит отметить, что вышеперечисленные изменения, вносимые в Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», будут применяться к правоотношениям в сфере государственных и муниципальных закупок с «01» июля 2019 г.