Юридические новости

ВНЕПЛАНОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ – О ЧЕМ СТОИТ ЗНАТЬ

Внеплановая проверка проводится «неожиданно»  для проверяемого юридического лица, поскольку  срок ее проведения невозможно заранее увидеть  в плане проведения проверок Федеральной Налоговой  службы.

В письме от 30.05.17 № ЕД-2-15/678@ Федеральная налоговая служба пояснила основания для проведения внеплановых налоговых проверок.

Такие виды проверок, как плановая налоговая проверка или внеплановая налоговая проверка Налоговым кодексом не установлены, они проводятся в соответствии с положениями Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Плановая проверка проводится только 1 раз в 3 года, в соответствии с ежегодным планом проверок, который публикует Генеральная прокуратура РФ. 

Инициатором проведения внеплановой налоговой проверки может являться гражданин, предоставивший в налоговый орган сведения о наличии правонарушения со стороны организации. При этом важно знать, что действия налоговых органов строго ограничены установленными полномочиями и рамками законодательства, позволяющими использовать в своей работе только документально подтвержденную информацию о факте совершения  налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

К основаниям проведения внепланового налогового контроля так же относятся:

-получение от граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами;

-истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

-возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.  

 

 

ЕЩЕ ОДНО УСЛОВИЕ ДЛЯ ВЫБОРА БАНКА

Изменен порядок получения банковских лицензий, что, безусловно, повлечет за собой ряд ограничений при выборе банка. Исходя из минимального размера уставного капитала и размера собственных средств банка, а также перечня допускаемых к совершению ими операций, банковские лицензии разделены на универсальные и базовые, начиная с 1 июня 2017 года. В чем принципиальная разница?

Банк с базовой лицензией сможет привлекать денежные средства физлиц и юридических лиц во вклады, открывать и вести банковские счета, осуществлять переводы денежных средств, осуществлять куплю-продажу иностранной валюты, выдавать банковские гарантии, а также предоставлять привлеченные средства физическим лицам, субъектам малого и среднего предпринимательства. Банки с базовой лицензией также смогут кредитовать российские компании в том случае, если максимальный размер риска на одного или группу связанных заемщиков не превышает 20% капитала такого банка. 

Банки с базовой лицензией будут не вправе осуществлять ряд банковских операций с иностранными юридическими и физическими лицами. В частности, под ограничение подпадают операции по размещению привлеченных средств, выдача банковских гарантий и привлечение во вклады драгоценных металлов. Кроме того, банк не вправе приобретать права требования к иностранным организациям, осуществлять с ними лизинговые операции, а также выдавать поручительства. Не допускается также открытие банком с базовой лицензией счета в иностранном банке, за исключение счетов, открытых для участия в иностранной платежной системе. 

Договор банковского счета с иностранным банком должен быть расторгнут в течение года с даты приобретения статуса банка с базовой лицензией!

Установлено, что ныне действующие кредитные организации с 1 июня 2017 года признаются банками с универсальной лицензией.

С 1 января 2018 года минимальный размер собственных средств для банков с универсальной лицензией установлен в размере 1 миллиард рублей, для банков с базовой лицензией — 300 миллионов рублей, а для небанковских кредитных организаций - 90 миллионов рублей

 

УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Вступил в силу закон, существенно меняющий размеры административных штрафов за нарушение положений №152-ФЗ  "О персональных данных". 

Самый большой штраф, как для должностных, так и для юридических лиц  предусмотрен за сбор, обработку и хранение персональных данных без согласия гражданина. 

Согласно новой редакции ст.13.11 КоАП РФ, появилась административная ответственность за следующие правонарушения:

обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством; 

обработку персональных данных, несовместимую с целями их сбора;

обработку персональных данных без письменного согласия, когда такое согласие необходимо;

обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие;

невыполнение оператором обязанности по опубликованию к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных;

невыполнение оператором предусмотренной обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных. 

В новой редакции ст. 13.11 КоАП РФ существенно увеличены размеры административных штрафов. Самый большой штраф, предусмотренный за нарушение правил сбора, обработки и хранения персональных данных как для должностных лиц, так и для юридических лиц, предусмотрен за обработку персональных данных без согласия гражданина. Так, данное нарушение, приведет к наложению штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан, от 10 тыс. до 20 тыс. руб. - для должностных лиц и от 15 тыс. до 75 тыс. руб. для юридических лиц.

 

КОМПАНИЯ 50 НА 50. О том как избежать рисков рассказывает юрист Алексей Елисеенко.

Конечно, у компаний, собственники которой владеют компанией в равных долях, будущее есть, однако распределение долей участников общества в уставном капитале общества несет в себе существенные риски для дальнейшей деятельности общества.

Основная проблема компаний, у которых два собственника с равными долями, заключается в высоком риске возникновения так называемой «тупиковой ситуации» (deadlock). В соответствии с действующим корпоративным законодательством высшим органом хозяйственных обществ является общее собрание участников/акционеров общества, при этом решения на таких собраниях принимаются путем голосования. В случае равного распределения долей между двумя участниками общества, все решения должны будут приниматься единогласно. Расхождение позиций собственников компании относительно вопросов, вынесенных на повестку дня общего собрания участников/акционеров общества, может привести к ситуации, когда ни один из участников/акционеров общества не сможет принять решение без другого участника/акционера общества либо к ситуации, когда каждый участник сможет блокировать решения другого участника. Именно такую ситуацию и называют тупиковой.

При этом действующее российское законодательство не предусматривает какого-либо эффективного механизма преодоления тупиковой ситуации в случае, если учредители не смогут договориться между собой. Так, например, в случае возникновения тупиковой ситуации в обществе с ограниченной ответственностью преодоление такой ситуации возможно либо через исключение одного из участников общества по иску другого на основании ст. 10 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", либо через принудительную ликвидацию общества в судебном порядке по заявлению одного из участников в соответствии с подп.5 п.3. ст. 61 Гражданского кодекса РФ. 

Однако, следует отметить, что в настоящее время сложилась судебная практика, затрудняющая применение указанных выше механизмов преодоления тупиковых ситуаций. Так, суды зачастую отказывают в удовлетворении исков участников общества с ограниченной ответственностью, владеющих 50% долей в уставном капитале, об исключении других участников, также владеющих 50% долей в уставном капитале.

Снизить риск возникновения тупиковой ситуации в случае, когда два участника владеют компанией в равных долях, можно, например, путем заключения корпоративного договора между собственниками.

Правительство РФ готовит положение о представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах

26 мая 2017 года закончился этап публичного обсуждения постановления Правительства РФ, определяющего порядок сбора информации о бенефициарных владельцах бизнеса. Государство обязывает юридические лица представлять информацию о своих конечных владельцах под угрозой штрафа до 500 000 рублей.

С декабря прошлого года, в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на все юридические лица возложена обязанность собирать и хранить информацию о своих бенефициарных владельцах. Срок хранения составляет пять лет с момента получения информации. Данное постановление определяет порядок передачи такой информации государственным органам.

Закон уточняет, что под бенефициарным владельцем в данном случае понимается физическое лицо, которое, в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (то есть имеет более 25 процентов в капитале) юрлицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Сведениями о бенефициаре, которыми интересуется государство, являются: ФИО, дата рождения, ИНН, адрес регистрации, реквизиты документа, удостоверяющего личность. Юридическое лицо вправе запрашивать у контролирующих лиц, информацию в письменном виде, для того чтобы в случае отказа в предоставлении запрошенной информации это можно было подтвердить документарно.

Важно отметить, что законодатель не считает передачу сведений о бенефициарах нарушением законодательства о персональных данных, более того, сообщение такой информации являться обязанностью учредителей, участников и иных контролирующих лиц.

Соответствующие сведения организации обязаны предоставлять по запросу государства. За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах предусмотрен административный штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 500 тыс. руб. для организаций.

Нотариусы должны сообщать о подозрительных сделках

Владельцам бизнеса стоит обратить внимание на предупреждение Федеральной нотариальной палаты от 27.04.2017 N 1794/03-16-3, направленное всем своим членам на места, в котором палата напомнила об обязанности нотариусов своевременно информировать государство, в лице Росфинмониторинга о выявлении любых сделок, имеющих признаки нарушения законодательства, в том числе в части легализации доходов, полученных преступным путем.

Поводом для такого предупреждения, как указано в тексте письма, послужила информация о выявленной «схеме» подозрительных сделок с использованием депозитных счетов нотариусов. Нотариусам сообщили, что участники «схемы», в преступных целях, пользуются возможностью погашения задолженности между кредитором и должником через внесение денежных средств на депозит нотариуса. Подробности «схемы» по очевидным причинам не озвучены для широкой аудитории, поэтому полную информацию и описание всей цепочки нотариусам предоставят в личных кабинетах на портале Росфинмониторинга в интернете.

В отношении остальных сделок, нотариусы должны руководствоваться Рекомендациями Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103, в которых раскрыт обширный перечень критериев и признаков необычных сделок, таких как: Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; Неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом, и другие критерии.

Кроме того, Федеральная нотариальная палата напомнила, что одним из признаков необычных сделок, выявляемых при оказании нотариальных услуг, является внесение в депозит нотариуса денежных средств и ценных бумаг и списание (снятие) с депозита нотариуса ценных бумаг и денежных средств, в наличной форме. Исходя из изложенного, стоит быть внимательней тем бизнесменам, которые не хотят объясняться в Росфинмониторинге, и лучше воздержаться от такого способа обеспечения своих обязательств, как использование депозитов нотариусов.