Правовые новости

Развитие малого и среднего бизнеса в России: изменения в законодательстве

В июле и августе 2018 года приняты федеральные законы, направленные на расширение:

 - мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

 - критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

 1. Участие в выкупе государственного или муниципального имущества и право арендовать земельные участки

 Федеральным законом от 03.07.2018 г. № 185-ФЗ ("Закон № 185-ФЗ") внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 Субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) предоставлено преимущественное право выкупа недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, по аналогии с имеющимся у них преимущественным правом выкупа недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности.

 Отменен срок действия преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, а также ограничения по дате (1 июля 2015 г.), по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта МСП в соответствии с договором аренды такого имущества для реализации преимущественного права выкупа.

 Правообладатели государственного и муниципального имущества (государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия) вправе вносить предложения о включении такого имущества в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам МСП, с согласия органа государственной власти РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, уполномоченных на согласование сделки с соответствующим имуществом.

 В случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в указанные перечни, обратилось лицо, которое не является субъектом МСП, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка, без проведения торгов, ему должно быть в отказано в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков, включенных в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам МСП, могут проводиться только среди субъектов МСП (за исключением тех определенных законом субъектов МСП, в отношении которых не может оказываться поддержка).

 Запрещены передача прав и обязанностей по заключенным с субъектами МСП договорам аренды земельных участков, включенных в данные перечни, третьим лицам, либо передача в субаренду.

 Сведения о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в указанные перечни, должны быть включены в состав сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона.

Изменения, внесенные Законом № 185-ФЗ вступили в силу с 3 июля 2018 года.

2. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 313-ФЗ внесены изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ("Закон о развитии МСП").

Внесено уточнение, что субъектами МСП могут быть не только хозяйственные общества, но и хозяйственные товарищества и хозяйственные партнерства, которыми выполнено хотя бы одно из требований, перечисленных в Законе о развитии МСП, в частности:

1) участниками хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов), владеющие суммарно не более чем 25 % долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (ООО) либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25 % голосующих акций акционерного общества (АО),

2) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами МСП, владеют суммарно не более чем 49 % долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Предусмотрено, что указанное выше ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется:

1) на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий[1], и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, установленного Законом о развитии МСП[2] (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные компании);

2) на хозяйственные общества, соответствующие следующим условиям:

- АО, акции которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

- хозяйственные общества, хозяйственные партнерства учредителями которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.

Подтверждение соответствия иностранных юридических лиц (за исключением оффшорных компаний) условиям, установленным Законом о развитии МСП по среднесписочной численности сотрудников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности, осуществляется на основе заключения аудиторской организации.

При этом в целях ведения единого реестра субъектов МСП аудиторские организации ежегодно представляют в ФНС России перечень ООО, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года установленным законом условиям. Такой перечень формируется аудиторскими организациями по результатам анализа ими данных, содержащихся в отчетности, представленной соответствующим иностранным юридическим лицом в налоговый орган страны, где учреждено такое иностранное юридическое лицо.

Уточнены также положения, регламентирующие порядок ежегодного включения сведений об АО в единый реестр субъектов МСП на основе передачи таких сведений ФНС России держателями реестров акционеров.

АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" предоставлено право оказывать услуги в целях развития МСП (в том числе в части предоставления информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки) не только действующим субъектам МСП, но и физическим лицам, которые планируют начать предпринимательскую деятельность.

Изменения в Законе о развитии МСП вступили в силу с 3 августа 2018 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 декабря 2018 г. 

____

[1] 2 млрд. рублей согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265

[2] До 100 человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); от 101 до 250 человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий, за исключением средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), для которых предельное значение среднесписочной численности работников составляет согласно Постановлению Правительства РФ от 22.11.2017 N 1412 1000 человек. 

Источник: www.gratanet.com

"Оффшорные зоны" в Калининградской области и Приморском крае для международных компаний

Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 291-ФЗ ("Закон № 291-ФЗ") предусматривает создание и обеспечение функционирования специальных административных районов на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область) в целях формирования инвестиционно привлекательной среды для российских и иностранных инвесторов.

Ряд других федеральных законов от 03.08.2018 г. предусматривают для международных компаний, зарегистрированных на территории специальных административных районов, налоговые льготы и специальный валютный режим.

1. Участники специального административного района

В специальном административном районе создается управляющая компания - российское юридическое лицо, на которое возложены функции по обеспечению функционирования соответствующего района. На территории острова Русский (Приморский край) такой компанией является управляющая компания, определенная Правительством Российской Федерации для обеспечения функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа, или ее дочернее общество.

Участником специального административного района может стать иностранное юридическое лицо, за исключением кредитной организации, некредитной финансовой организации, оператора платежных систем и оператора услуг платежной инфраструктуры, которое:

1) заключило с управляющей компанией договор об осуществлении деятельности на территории специального административного района (далее - договор об осуществлении деятельности), устанавливающий виды деятельности участника специального административного района, условия осуществления такой деятельности, права, обязанности и ответственность сторон;

2) прошло государственную регистрацию как международная компании в порядке редомициляции и внесено управляющей компанией в реестр участников специального административного района.

К заявке иностранного юридического лица на заключение договора об осуществлении деятельности прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к международной компании, а также иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О международных компаниях" для получения статуса международной компании.[1]

В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о заключении договора об осуществлении деятельности управляющая компания обязана направить проект такого договора заявителю.

Управляющая компания вносит сведения об участнике специального административного района в реестр участников специального административного района не позднее одного дня с даты государственной регистрации международной компании.

При этом лицо утрачивает статус участника специального административного района в случае прекращения действия договора об осуществлении деятельности.

Участники специального административного района вправе, в частности:

- получать земельные участки и строить объекты инфраструктуры в порядке, предусмотренном земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности;

- привлекать лиц, осуществляющих вспомогательные виды деятельности;

- определять вспомогательные виды деятельности, необходимые для обеспечения деятельности участников специального административного района.

Договор об осуществлении деятельности может содержать арбитражное соглашение о передаче споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности, в третейский суд, администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением.

Если между сторонами спора заключено прямое соглашение об этом, определение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения выносится Арбитражным судом Калининградской области или Арбитражным судом Приморского края в течение 14 дней со дня поступления заявления о выдаче исполнительного листа без проведения судебного заседания.

Закон № 291-ФЗ, за исключением положений о полномочиях органов государственной власти, органов Фонда социального страхования РФ на территории специального административного района, вступил в силу с 3 августа 2018 г 

2. Налоговые льготы для международных холдинговых компаний

Федеральным законом от 03.08.2018 № 294-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) внесены изменения в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний.

Международной холдинговой компанией признается международная компания, зарегистрированная в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", которая одновременно удовлетворяет следующим условиям:

1) международная компания зарегистрирована в порядке редомициляции иностранной организации, которая была создана в соответствии со своим личным законом в период до 1 января 2018 года;

2) международная компания не позднее 15 дней со дня ее регистрации представила в налоговый орган по месту постановки на учет необходимые документы и сведения: (финансовую отчетность за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год, аудиторское заключение к финансовой отчетности, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения, сведения о контролирующих лицах международной компании);

3) контролирующие лица международной компании на дату ее регистрации в порядке редомициляции иностранной организации стали контролирующими лицами такой иностранной организации в период до 1 января 2017 года.[2]

Контролирующим лицом международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания, признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой международной компании (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 15 %.

Изменения, внесенные в главу 25 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2019 г., устанавливают льготы по налогу на прибыль организаций для международных холдинговых компаний.

Доходы международной холдинговой компании в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, в отношении которых такая международная холдинговая компания признается контролирующим лицом, подлежащие учету при определении налоговой базы этой международной холдинговой компании за налоговые периоды, заканчивающиеся до 1 января 2029 года, не включаются в налоговую базу.

Предусмотрены особенности формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами России.

Установлены следующие ставки по налогу на прибыль организаций:

- 0 % - по доходам, полученным международной холдинговой компанией в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов международная холдинговая компания в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 15 % (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 15 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов[3];

- 5 % - по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями, до 1 января 2029 года.

Предусмотрены условия, при одновременном соблюдении которых международными холдинговыми компаниями применяется налоговая ставка 0 % к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций:

1) акции (доли участия в уставном капитале) российской или иностранной организации[4] на дату их реализации или иного выбытия (в том числе погашения) непрерывно принадлежат международной холдинговой компании, на праве собственности или на ином вещном праве в течение не менее 365 календарных дней и составляют не менее чем 15-процентный вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации;

2) акции (доли участия) составляют уставный капитал организаций, не более 50% активов которых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате реализации или иного выбытия (в том числе погашения), прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

3) акции (доли участия в уставном капитале) российской или иностранной организации не были внесены (переданы) в уставный капитал международной холдинговой компании, а также приобретены такой компанией в результате реорганизации в течение 365 календарных дней до или после даты регистрации такой компании в качестве международной компании.

Первым налоговым (отчетным) периодом для международных компаний, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, признается период, начинающийся соответственно с даты регистрации иностранной организации в качестве международной компании.

3. Валютный режим для международных компаний

Федеральным законом от 03.08.2018 № 293-ФЗ внесены изменения Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", предусматривающие особый валютный режим для международных компаний - иностранных юридических лиц, зарегистрированных в порядке редомициляции в специальных административных районах в Калининградской области и Приморском крае.

Иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", отнесены к нерезидентам для целей валютного регулирования и валютного контроля. Это означает, что расчеты в иностранной валюте и иные валютные операции между международными компаниями и резидентами могут осуществляться без ограничений (за исключением купли-продажи иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, которая в России производится только через уполномоченные банки и государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)").

Уточнено, что нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории России переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов, расчеты в наличной иностранной валюте или валюте РФ с учетом предельного размера наличных расчетов, предусмотренного законодательством РФ, а также осуществлять переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов с территории РФ и получать на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов.

[1]Подробнее о получении статуса международной компании: http://www.gratanet.com/ru/publications/details/18815-alert-russia-international-companies.

[2] Данное условие не применяются в отношении:

- международных компаний, которые по состоянию на 1 января 2018 года являются публичными компаниями;

- международных компаний, в которых совокупная доля прямого и (или) косвенного участия международной компании, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, составляет 100 процентов.

[3] Если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.

[4] Указанная ставка применяется при условии, что государство постоянного местонахождения таких иностранных организаций не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.

Источник: www.gratanet.com

Международные компании: новая форма ведения бизнеса

Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 290-ФЗ "О международных компаниях" ("Закон № 290-ФЗ") определяет правовое положение международной компании - хозяйственного общества со статусом международной компании, зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц в связи с изменением иностранным юридическим лицом личного закона в порядке редомициляции, особенности ее деятельности, реорганизации и ликвидации, а также учета и реализации прав по ее ценным бумагам.

1. Правовой статус международной компании

Международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в установленном таким личным законом порядке.

Специфика правового статуса международной компании заключается следующем:

1) место нахождения международной компании расположено в пределах территории специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" (далее - "административный район");

2) статус международной компании предоставляется одновременно с государственной регистрацией в ЕГРЮЛ иностранному юридическому лицу, которое:

   a) зарегистрировано (создано) в государстве, которое является членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл);

   b) через свои прямо или косвенно подконтрольные лица либо через филиалы или представительства (иные обособленные подразделения) осуществляет предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств, в том числе России;

   c) подало заявку на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника административного района;

   d) приняло на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации в размере не менее 50 миллионов рублей в течение срока минимум 6 месяцев с даты государственной регистрации международной компании;

3) международная компания оплачивает ежегодный регистрационный сбор в размере и порядке, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации [1];

4) международная компания вправе размещать ценные бумаги, а также осуществлять организацию обращения ценных бумаг, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг международной компании, за пределами Российской Федерации без получения разрешения ЦБ РФ;

5) российское законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг применяется к международным компаниям в части, не противоречащей Закону № 290-ФЗ и существу возникающих из него отношений.

Международная компания считается созданной с даты регистрации (создания) иностранного юридического лица. В тоже время в связи с государственной регистрацией международной компании не возникает отношений правопреемства между иностранным юридическим лицом и международной компанией.

Личным законом международной компании с момента ее государственной регистрации в Российской Федерации становится российское право.

Международная компания с согласия Правительства Российской Федерации вправе изменить свой личный закон посредством регистрации в иностранном государстве, законодательство которого позволяет осуществлять такую регистрацию и при условии отсутствия задолженности международной компании по налогам и сборам и иной задолженности перед бюджетом Российской Федерации.

Такая регистрация международной компании в иностранном государстве в порядке редомициляции не изменяет права международной компании в отношении принадлежащего ей имущества, а также права и обязанности международной компании и лиц, имеющих права и (или) обязанности в отношении такой компании, возникшие до регистрации международной компании в иностранном государстве в порядке редомициляции.

2. Государственная регистрация международной компании

Закон № 290-ФЗ прямо предусматривает, что для государственной регистрации международной компании не требуется получения предварительных согласований, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции" и Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", что значительно упрощает процесс, в частности, в случае, когда уставный капитал соответствующей компании оплачен акциями или долями участия другой коммерческой организации.

Процедура государственной регистрации международной компании в порядке редомициляции имеет свою специфику: иностранное юридическое лицо представляет в управляющую компанию, статус которой определяется в соответствии с Федеральным законом "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" (далее - "управляющая компания"):

- заявление о государственной регистрации по установленной форме;

- сведения о бенефициарных владельцах иностранного юридического лица;

- заверение иностранного юридического лица об отсутствии обстоятельств, препятствующих государственной регистрации международной компании;

- документы, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным Законом № 290-ФЗ;

- документы, необходимые для регистрации выпуска акций международной компании, регистрируемой в организационно-правовой форме акционерного общества;

- если фирменное наименование международной компании содержит указание на то, что она является публичным акционерным обществом, документы, подтверждающие соблюдение предусмотренного Законом №290-ФЗ условия, и документы, необходимые для регистрации проспекта акций международной компании;

- утвержденный устав международной компании и иные необходимые документы.

Управляющая компания рассматривает представленные документы в срок не более двух рабочих дней и принимает решение об их направлении в регистрирующий орган, а если подано заявление о государственной регистрации международной компании в форме акционерного общества - в Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ), либо об отказе в направлении документов.

В срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения управляющая компания: 

1) направляет документы для государственной регистрации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в регистрирующий орган; либо

2) в случае, если подано заявление о государственной регистрации международной компании в организационно-правовой форме акционерного общества, передает документы в ЦБ РФ, и в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от ЦБ РФ документа о регистрации выпуска акций международной компании, передает документы в регистрирующий орган; либо

3) в случае, если фирменное наименование международной компании содержит указание на то, что она является публичным акционерным обществом, передает документы необходимые для регистрации проспекта акций международной компании и иные предусмотренные Законом №290-ФЗ, передает документы в ЦБ РФ, и с срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от ЦБ РФ документа о регистрации проспекта акций международной компании, передает документы в регистрирующий орган.

Регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию международной компании в срок не более 3 рабочих дней с даты получения им от управляющей компании документов.

Международная компания может быть зарегистрирована в организационно-правовой форме акционерного общества одновременно с получением статуса публичного акционерного общества при соблюдении следующих условий:

1) акции иностранного юридического лица (ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права на акции иностранного юридического лица) прошли процедуру листинга на российской бирже или иностранной бирже, входящей в перечень, установленный Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" ("Закон о рынке ценных бумаг");

2) ЦБ РФ принято решение о регистрации проспекта акций международной компании и иностранным юридическим лицом заключен договор с российской биржей о листинге акций международной компании.

Для этого одновременно с представлением документов для государственной регистрации выпуска акций международной компании в ЦБ РФ необходимо представить проспект акций международной компании в трех экземплярах и копию договора с российской биржей о листинге акций международной компании.

Иностранное юридическое лицо подлежит исключению из реестра иностранных юридических лиц в государстве своего первоначального личного закона в течение 6 месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о регистрации международной компании в порядке редомициляции, если больший срок не установлен законодательством государства первоначального личного закона юридического лица. Порядок, в котором осуществляется такое исключение, регулируется соответствующим национальным законодательством.

3. Ценные бумаги и прочие финансовые инструменты международной компании

С даты государственной регистрации международной компании и при условии государственной регистрации выпуска акций, акции иностранного юридического лица признаются акциями акционерного общества со статусом международной компании.

В случае, если в течение одного года с даты принятия ЦБ РФ решения о государственной регистрации выпуска акций международной компании государственная регистрация международной компании не осуществлена, указанное решение ЦБ РФ аннулируется.

Номинальная стоимость акций международной компании в валюте Российской Федерации должна быть по общему правилу эквивалентна номинальной стоимости акций иностранного юридического лица в иностранной валюте по официальному курсу соответствующей валюты на дату принятия решения об изменении личного закона иностранного юридического лица.

При этом номинальная стоимость привилегированных акций международной компании может превышать 25 процентов от ее уставного капитала.

Акции международной компании принадлежат лицам, которые на дату государственной регистрации международной компании являются акционерами иностранного юридического лица, в количестве, соответствующем количеству принадлежащих им акций иностранного юридического лица.

Права по акциям международной компании должны соответствовать правам, которые предоставляются его акционерам уставом (учредительным документом) иностранного юридического лица или иным документом, которым определяется объем прав акционеров в соответствии с личным законом иностранного юридического лица.

Изменение объема прав по обыкновенным и привилегированным акциям международной компании, которые вместо и (или) помимо прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, предоставляют их владельцам иные права, в части его приведения в соответствие с требованиями российского законодательства об акционерных обществах допускается по правилам, установленным российским законодательством для изменения объема прав по привилегированным акциям.

Дивиденды по акциям международной компании, причитающиеся владельцам ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций международной компании, могут выплачиваться без соблюдения требований статьи 8.7 Закона о рынке ценных бумаг, то есть не через депозитарий.

Исполнение по облигациям и иным финансовым инструментам международной компании, за исключением акций, выпущенных иностранным юридическим лицом, осуществляется в соответствии с правом, по которому они выпущены.

Если иностранное юридическое лицо, ставшее международной компанией, выдавало сертификаты, свидетельствующие о владении определенным количеством акций, международная компания вправе выдавать такие сертификаты в отношении акций, размещение и (или) обращение которых осуществляются за пределами России.

 Держатель реестра владельцев акций международной компании открывает следующие лицевые счета:

- лицевой счет иностранного номинального держателя;

- лицевой счет иностранного уполномоченного держателя;

- лицевой счет депозитарных программ.

На ценные бумаги, учет прав на которые осуществляется на лицевых счетах иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и лицевых счетах депозитарных программ, не может быть обращено взыскание по обязательствам лиц, которым открыты указанные лицевые счета.

4. Прекращение статуса международной компании без изменения личного закона

Управляющая компания осуществляет ежегодные проверки соответствия международной компании требованиям, предусмотренным Законом № 290-ФЗ и в случае выявления несоответствия компании таким требованиям, а также в случае неисполнения компанией обязательств по осуществлению инвестиций на территории России выносит международной компании представление о необходимости соблюдения данных требований.

Управляющая компания направляет в регистрирующий орган уведомление о прекращении статуса международной компании в случае 

- если по истечении 6 месяцев со дня вынесения представления международная компания не исполнила такое представление,

- утраты международной компанией статуса участника специального административного района. 

Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с даты получения данного уведомления вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении статуса международной компании.

Решение управляющей компании о прекращении статуса международной компании может быть оспорено в суде по месту государственной регистрации международной компании (Арбитражном суде Калининградской области или Арбитражном суде Приморского края), а при наличии арбитражного соглашения с управляющей компанией - в арбитраже, администрируемом постоянно действующим арбитражным учреждением.

Международная компания вправе подать управляющей компании заявление о добровольном прекращении статуса международной компании в любой момент после даты ее государственной регистрации.

Кроме того, статус международной компании прекращается в случае присоединения к ней в результате реорганизации юридического лица, зарегистрированного за пределами территории специального административного района.

Закон № 290-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.

[1] Данная обязанность международной компании начнет действовать по истечении одного года со дня вступления в силу соответствующих изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Источник: www.gratanet.com

Может ли предприятие с государственным участием вести в споры в третейском суде?

У судов не редко возникают вопросы при выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейских судов в случае, если одной из сторон такого спора является юридическое лицо, реализующее инвестиционные проекты с государственной поддержкой.

Точку в разрешении данного вопроса поставил Верховный суд Российской Федерации при вынесении решения по делу А40-165680/2016.

Так в Арбитражный суд города Москвы за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда строительных организаций города при АНО «Центр юридической поддержки строительных организаций города обратилось акционерное общество (далее - Подрядчик).

В обоснование своего требования ссылался на то, что 2013 году был заключен договор подряда между Подрядчиком и Заказчиком, содержащий оговорку о том, что все споры из Договора подлежат рассмотрению в Третейском суде строительных организаций. При этом 100% акций Заказчика принадлежат городу Москве. Кроме того, работы по договору оплачены бюджетными средствами - в рамках реализации государственной программы города Москвы «Градостроительная политика на 2012-2018 годы», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 03.10.2011 № 460-ПП.

Ввиду просрочки оплаты по Договору, Подрядчик, руководствуясь положениями Договора, обратился в Третейский суд с требованием о взыскании денежных средств. 

Заказчик же отметил, что он является специальным субъектом в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), а значит действие оговорки на него не распространяется, и Подрядчику следует обратиться в суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что частью 3 статьи 239 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что: 1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом; 2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия. При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Федерального закона № 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.

На сегодняшний день при разрешении вопроса о передаче спора на рассмотрение в третейский суд следует учитывать два критерия: общий критерий арбитрабельности – то есть гражданско-правовой характер отношений, перечень неарбитрабельных споров (пункты 1-5, 7,8 части 2 статьи 33 Кодекса), а также условно неарбитрабельный критерий - споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 6 части 2 статьи 33 Кодекса).

Однако споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о закупках товаров отдельными видами юридических лиц, в данном перечне прямо не указаны, иных законов, закрепляющих нормы о неарбитрабельности таких споров, не имеется, не названы они и в качестве условно арбитрабельных.

Ранее данный вопрос также являлся предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. 5 февраля 2015 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница №15 имени О.М.Филатова Департамента здравоохранения города Москвы» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право сторон передать любой гражданско-правовой спор на рассмотрение в третейский суд, разъяснив статус государственных бюджетных учреждений как участников гражданского оборота в части порядка заключения договора поставки для государственных нужд, а также правовую природу последнего, не указав на наличие прямого запрета рассматривать споры по государственным контрактам третейскими судами, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем оставил вопрос об определении правовой природы спора (публично-правовой или частно-правовой) в каждом конкретном случае на усмотрение судов.

Таким образом, совокупность вышеизложенных признаков свидетельствует о том, что споры, возникающие из договоров, заключенных в результате закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, в целом являются гражданско-правовыми. Соответственно, данные споры могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Данную позицию поддержал и Верховный Суд Российской Федерации.

Налоговая тайна перестает быть тайной

 Предоставление в государственные органы информации о ведении бизнеса, в том числе об имущественном и финансовом положении, часто сопровождается предоставлением коммерческих сведений, которые имеют значение в конкурентной среде.

В силу развития предпринимательских начал ведения бизнеса в Российской Федерации с вступлением в силу части 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации в 1999 году вводилось понятие налоговая тайна.

Согласно налоговому законодательству налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов.

Налоговый кодекс содержит закрытый перечень сведений, которые не могут быть отнесены к налоговой тайне, например, сведения, которые являются общедоступными, о нарушениях законодательства о налогах и сборах, об ИНН, и т.д.

1 мая 2016 г. перечень информации, которую не могут отнести к налоговой тайне был расширен. Однако, в связи с многочисленными обращениями предпринимателей, было решено отложить начало их действия.

С 1 августа 2018 года режим налоговой тайны перестал распространятся на следующую информацию: обнародованы сведения о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников.

С 1 октября 2018 г будут обнародованы данные об уплаченных налогах (сборах, взносах) и о суммах доходов и расходов по сведениям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С 1 декабря 2018 г. будет обнародована информация о недоимках по налогам, пеням и штрафам, а также о правонарушениях и мерах ответственности за них.

Исключение лишь составит статус информации о стратегических предприятиях, которая будет раскрываться лишь к 2020 году.

Теперь контрагенту будет легче узнать необходимую информацию о клиенте или партнере на сайте ФНС ( https://www.nalog.ru/rn77/opendata/ ), не прибегая к использованию специальных платных программ.

 

 

Новые  правила исчисления налога на имущество физических лиц

В начале августа президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данный закон внес существенные изменения в Налоговый кодекс РФ в части исчисления налога на имущество граждан. Далее представлены наиболее важные из них.

Первое изменение касается увеличения понижающего коэффициента, который используется в формуле для исчисления налога. Ранее при расчете размера налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог) формула исчисления налога подразумевала ежегодное увеличение платежа на 20 процентов. Однако это привело к массовому оспариванию результатов кадастровой оценки в судах и в комиссиях при Росреестре. Причиной этому было отсутствие ограничения увеличения понижающего коэффициента, величина которого колебалась от 0.2 до 0.8.

Теперь данный критерий ограничен размером 0.6. То есть коэффициент будет доходить до значения 0,6 и больше расти не будет. 

Одновременно нововведения касаются и ограничения в 10 процентов в части увеличения суммы налога к платежу за предыдущий год. Более того, перерасчет в большую сторону невозможен, только если корректировка не приводит к уменьшению платежа.

Следующее, не менее важное нововведение касается механизма перерасчета налога в связи с неправильным исчислением ранее. Если контролирующий орган сделает вывод о том, что кадастровая стоимость была рассчитана неверно, положения закона указывают на необходимость использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость не с того года, в котором было подано заявление о несогласии с результатами оценки, а с момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Несомненно, важным являются и положения закона о правовом статусе таких объектов недвижимости, как дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, для применения в их отношении налоговых вычетов и льготных ставок. Ранее владельцы гаражей и машино-мест, расположенных в офисных и нежилых зданиях, при расчете налога не имели возможности получить льготы и использовать пониженные налоговые ставки при исчислении налога в отличие от владельцев данных объектов, расположенных в жилых домах. Однако на сегодняшний день с учетом изменений налоговые преимущества распространяются и на них. Более того, в данной части закон имеет обратную силу и будет производиться перерасчет в случае необходимости.

Таким образом, обновленный порядок исчисления налога направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости. Следует отметить, что данные нововведения постепенно будут вступать в силу до  начала  2020 года.