• 2 Rus DISPUTE RESOLUTION
  • Rus CORPORATE LAW
  • 2 Rus COMMERCIAL LAW
  • 2 Rus ENVIRONMENTAL LAW
  • 2 Rus RESTRUCTURING AND BANKRUPTCY
  • Rus PPP AND INVESMENTS
  • Rus LABOR LAW
  • Rus Intellectual Property
  • Rus INTERNATIONAL LAW.jpg
  • Rus SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES
  • Rus REAL ESTATE
  • Rus TAXES AND ACCOUNTING.jpg

Правовые новости

Санкт-Петербург, Москва и Севастополь получили право отложить новое регулирование потоков отходов. Остальные регионы близки к катастрофе!

За последнюю неделю 2018 года начали реализовываться шаги, позволяющие оттянуть переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Напомним, с 01 января 2019 года впервые в новейшей истории России планировалась искусственная монополизация рынка транспортирования, утилизации и размещения таких отходов путем выбора одного или нескольких региональных операторов для каждого субъекта РФ.  Сейчас рынок практически везде децентрализован, образователи отходов могут выбирать из услуг десятков (в крупных регионах – сотен и более) специализированных компаний по вывозу и дальнейшему обращению с отходами.

С начала декабря сразу несколько регионов России заявили о неготовности организовать работу по новым правилам с января 2019 г., еще в нескольких вновь выбранные региональные операторы заявили об отказе от выполнения вновь полученных обязательств. К 09 января 2019 г. тем или иным образом более 15 регионов уже не в состоянии выполнять нормы отраслевого Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Альтернатива  -  коллапс системы санитарной очистки таких регионов. Как правило, в них не появилось ни ответственных за вывоз отходов, ни согласованных объектов его размещения (переработки), ни единого управляющего и контролирующего центра.

Отсутствие единых правил игры внутри отдельных субъектов РФ, вывозящих отходы в смежные регионы (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) обнуляет все усилия властей в смежных регионах – к примеру, Ленинградской области.

В этой связи Государственная дума экстренно рассмотрела законопроект № 581681-7 «О внесении изменений в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Предлагалось отсрочить введение регионального операторства для Москвы, Петербурга и Севастополя – не позднее чем до 01.01.2022 г.; власти регионов смогут менять регоператора, если он отказался выполнять свои функции; статус регоператора может быть присвоен ряду организаций без конкурсного отбора; легализуется существование «объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации» - по сути, несанкционированных свалок бытовых отходов.  Итогом работы законодателей стал Федеральный закон от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", вступивший в силу с первыми днями 2019 года.

Ситуация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, связанных Соглашением о взаимодействии между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом по вопросу обращения с отходами производства и потребления, вообще уникальна как с точки зрения правового регулирования, так и с позиций обеспечения экологической безопасности.

Выбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Санкт-Петербурге, ранее закончившийся в пользу смольнинского ГУП «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» по обоим лотам (север и юг Петербурга, граница лотов – по Большой Неве), успешно оспорен в кассации для южной зоны.  28 ноября Арбитражный суд Северо–Западного округа поддержал позицию ООО "Новый Свет — ЭКО" и оставил в силе решение первой инстанции арбитража. По нему Смольный обязан аннулировать итоги выбора регионального оператора и снова провести конкурс на право оперировать потоками отходов юга Петербурга.

Мотивировочная часть решения кассации по иску «Нового Света-ЭКО» критикует механизм определения регионального оператора, также примененный и в конкурсе на право обслуживания севера Петербурга.  Не исключено, что крупные игроки рынка воспользуются итогами кассации и оспорят выбор Смольного и на севере Санкт-Петербурга.

Напомним, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Такое переходное положение предусмотрено п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

 

На промышленные образцы как вид интеллектуальной собственности можно будет получить временную правовую охрану

 «21» декабря 2018 года Совет Федерации одобрил соответствующий Законопроект (№ 428309-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект)) и направил президенту России Владимиру Путину на подписание.

Закон направлен на развитие законодательства об интеллектуальных правах в части механизма патентования промышленных образцов. Наиболее ощутимыми изменения окажутся для дизайнеров, разрабатывающих модели одежды, обуви, которые требуют правовой охраны и могут быть зарегистрированы в качестве промышленного образца. Например, в США знаменитый часовой дизайнер Cartier защитил декоративный нефункциональный характер дизайна часов/браслета патентом на промышленный образец (Патент США № D288066).

Существующие механизмы патентно-правовой охраны дизайнерских решений в России, отвечающих требованиям, установленным к промышленным образцам, не применимы к дизайну одежды, обуви и аксессуаров в связи с тем, что срок государственной регистрации промышленного образца и выдачи патента составляет двадцать месяцев и две недели. На сегодняшний день, учитывая скорость, с которой модные тренды сменяют друг друга от сезона к сезону, получение патента на модное изделие как на промышленный образец не всегда может быть целесообразным мероприятием, так как через сравнительно небольшой период времени патентообладателю уже не придётся беспокоиться о нарушении своих патентных прав ввиду того, что конкуренты попросту не будут выпускать подобные изделия как вышедшие из моды.

В основе предлагаемых изменений – предоставление временной правовой охраны промышленных образцов со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента, учитывая, что использование заявленного в качестве промышленного образца объекта возможно с момента такой публикации. При этом публикация будет происходить лишь по ходатайству заявителя.

Третьи лица, использующие заявленный на регистрацию промышленный образец в период с момента публикации заявки на регистрацию после прохождения ею формальной экспертизы и до момента публикации сведений о выдаче патента выплачивает патентообладателю после получения им патента денежное вознаграждение. При этом фактически возникает право требовать вознаграждения за использование патента с обратной силой.

 

 

Важные изменения налогового законодательства по состоянию на 01.01.2019

Федеральным законом от 27.11.2018 №424-ФЗ внесены ряд изменений в Налоговый кодекс РФ.

Наиболее интересные из них:

Налогообложение при продаже доли в уставном капитале

  1. Внесены изменения в абзац 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 220 ФЗ от 27.11.2018 года №424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Изменился момент возникновения права на уменьшение суммы облагаемых налогом доходов, а также расширен и уточнён список объектов, при получении которых возникает соответствующее право. Так, из имущества были выделены денежные средства, как универсальные меры стоимости и наиболее используемые при обмене благ, а также введена возможность передачи имущественных прав.

  1. Внесены изменения в абзац 1 подпункта 3 статьи 284 ФЗ от 27.11.2018 года №424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Уточнён момент, при наступлении которого лицо должно непрерывно владеть установленным количеством долей в уставном капитале для применения нулевой процентной налоговой ставки, а именно, не только день принятия решения о выплате дивидендов, но и на день принятия решения о выходе из организации или её ликвидации.

 

Порядок исчисления налога на прибыль организаций

Внесены изменения в пункт 4 статьи 230 Федеральным законом от 02.05.2015 №113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».

Изменения касаются вида предоставляемых документов налоговыми агентами. В старой редакции должны были быть представлены именно сведения о доходах, то есть документ должен был быть специальным, содержащим только соответствующие сведения. В новой редакции лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьёй 226.1 Налогового Кодекса представляют в налоговый орган по месту своего учёта документ, содержащий сведения о доходах, то есть, теперь документ может состоять не только из сведений о доходах, а содержать иную информацию.

 

Нерезиденты РФ освобождены от обязанности по уплате налога при продажи недвижимого имущества

Внесены изменений в пункт 1 статьи 217.1

С 1 января 2019 года освобождаются от налогообложения доходов, полученных от продажи объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Российской Федерации, а также долей в указанном имуществе физические лица, не являющихся резидентами РФ, в то время как действующая редакция, предусматривает освобождение только для резидентов РФ.

Сроки владения имуществом не изменились. Минимальные сроки владения при продаже имущества. Если владел дольше налог не подлежит уплате.

Недвижимость приобретена до 2016 года - 3 года

Недвижимость приобретена после 1 января 2016 года - 5 лет

Недвижимость получили в подарок или как наследство от близкого родственника, по договору ренты или в ходе приватизации - 3 года

Любое имущество, кроме недвижимости - 3 года

Работодатели обязаны провести специальную оценку условий труда до 31 декабря 2018 года

 Согласно требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 "О специальной оценке условий труда" ("Закон № 426-ФЗ") работодатели обязаны обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников.

Специальной оценке подлежат условия труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и трудящихся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). 

Согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ специальная оценка рабочих мест должна быть в любом случае завершена в срок не позднее 31 декабря 2018 года.  При этом первоочередно, без разделения на этапы работодатели обязаны провести специальную оценку рабочих мест: 

- работников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

- работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда. 

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в своем письме от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 обратило внимание на то, что результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее чем 31 декабря 2018 г.

В случае, если в указанный срок специальная оценка не будет проведена, работодатель может быть привлечен к административной ответственности согласно п. 2ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в форме: предупреждения или административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей  -  от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц -  от 60 до 80 тысяч рублей.

Кроме того, в случае непроведения специальной оценки будут применяться дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии в повышенном размере (9,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов) и работодатель утратит право на получение скидок по тарифам по взносам в Фонд социального страхования (ФСС). Непроведение специальной оценки условий труда также является одним из оснований для установления соответствующих надбавок (до 40% установленного страхового тарифа).

Специальная оценка условий труда проводится за счет средств работодателя выбранной им специализированной организацией из числа аккредитованных организаций, реестр которых опубликован на сайте Минтруда России: http://akot.rosmintrud.ru/

Порядок проведения специальной оценки включает, в частности, следующие действия:

1. Образование комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Число членов комиссии должно быть нечетным, в ее состав необходимо включить специалиста по охране труда, главой же комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

2. Утверждение перечня рабочих мест для проведения специальной оценки

Созданная работодателем комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка. 

При наличии аналогичных рабочих мест специальная оценка проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Аналогичные рабочие места - расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты

Результаты специальной оценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

3. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда

Комиссия составляет график проведения специальной оценки условий труда (одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка), который также должен быть утвержден приказом руководителя организации.

По общему правилу, специальная оценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

 

Помимо плановой специальной оценки рабочих мест работодатель обязан проводить также внеплановую, в частности, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от государственной инспекции труда (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

4. Заключение со специализированной организацией договора на проведение специальной оценки 

После заключения договора со специализированной организацией, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (в частности, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

5. Утверждение результатов идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация сначала осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов,  результаты которой должны быть утверждены созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем специализированная организация замеряет фактические значения вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Представителю комиссии по специальной оценке следует присутствовать при данных измерениях. 

По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

6. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда

По результатам проведения специальной оценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). 

В отчете указываются:

- сведения об организации, проводящей специальной оценки;

- перечень проверенных рабочих мест;

- карты специальной оценки;

- протоколы оценки производственных факторов;

- сводная ведомость специальной оценки;

- перечень мероприятий по улучшению условий труда;

- заключение эксперта.

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить ей копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). 

7. Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если по результатам идентификации не было выявлено наличие вредных и/или опасных производственных факторов либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодателю необходимо уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). 

Для этого работодателю необходимо заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и подать в трудовую инспекцию в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки [1].

8. Ознакомление работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель обязан ознакомить работников с результатами специальной оценки под роспись (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). 

9. Публикация результатов специальной оценки на сайте организации

Если у работодателя есть официальный Интернет-сайт, в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда необходимо разместить на таком сайте сводные данные о результатах специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ), включая сведения:

- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах

- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

10. Уведомление о результатах специальной оценки ФСС 

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель обязан сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда [2], отразив соответствующие данные в форме 4-ФСС.

11. Внесение изменений в трудовые договоры

По результатам проведенной специальной оценки рабочих мест может потребоваться внести изменения в трудовые договоры с работниками в части гарантий и компенсаций. 

Работники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от должностного оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

[1]п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н

[2]Подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

 

Источник http://www.gratanet.com/ru/publications/details/russia-assessment-Oct2018 

В России приняли новые правила идентификации пользователей мессенджеров, исключающие анонимность

«06» ноября 2018 года Правительство РФ подготовило новые правила идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями. Использовать данные программы сможет только тот человек, на которого оформлен номер телефона. Сотовые операторы будут вносить в свои базы данных сведения о том, в каких приложениях переписываются их клиенты, говорится в проекте постановления правительства о правилах идентификации пользователей мессенджеров. Информацию сотовым операторам будут передавать сами организаторы сервисов-владельцы мессенджеров.

Теперь администраторы мессенджеров будут проверять, действительно ли номер телефона пользователя зарегистрирован на него. На ответ сотовому оператору дается всего 20 минут. Если данные пользователя совпадут с информацией в базе компании, идентификация будет считаться пройденной. В этом случае операторы связи должны будут сделать пометки о том, что этот абонент использует тот или иной мессенджер. Также сотовые операторы будут вносить в базы уникальный код идентификации пользователя, который ему присвоит мессенджер.

Вкратце порядок такой:

  • При регистрации в сервисе мессенджер обязан проверить, действительно ли номер телефона пользователя зарегистрирован на него. Для этого он делает запрос оператору сотовой связи.
  • Ответить сотовому оператору необходимо в течение 20 минут.
  • Если данные совпадут с информацией в базе оператора, идентификация считается пройденной. В этом случае оператор делает пометку, что данный абонент использует тот или иной мессенджер. Сотовая компания вносит в базу уникальный код ID (логин) пользователя в конкретном мессенджере.
  • Если данные не совпадают с базой данных или оператор не ответил за отведенные ему 20 минут, то идентификация считается не пройденной. В этом случае сервис мессенджера должен отказать человеку в своих услугах.

Постановление правительства вступает в силу через 180 дней со дня официального опубликования, то есть в мае 2019 года.

Идентифицировать человека по номеру телефона — наиболее сложный способ. Мессенджеры могут идентифицировать пользователей по отдельным запросам правоохранительных органов, однако делать это массово для абсолютно каждого пользователя будет крайне тяжело. Зарубежные сервисы мгновенных сообщений, скорее всего, не будут исполнять российское законодательство.

 

В судопроизводстве грядут изменения

Осенью прошлого года Верховный Суд Российской Федерации издал постановление пленума, в котором выразил свое видение арбитражного и гражданского процесса. Законопроект № 383208-7 прошел последнее— третье чтение в Государственной Думе, в котором был принят единогласно.

Кардинально меняется подход к наличию юридического образования представителей. При рассмотрении гражданских и арбитражных дел стороны в суде смогут представлять только лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности. Исключениями будут дела, подсудные мировым или районным судам. За рамками данного требования останутся и представители в силу закона (арбитражные управляющие, патентные поверенные, представители профсоюзов). Таким образом, для просуживания даже небольшой задолженности юридическом лицу теперь потребуется представитель с «корочкой».

Меняется подход к пониманию терминов «подведомственность» и «подсудность». Термин «подведомственность» как разграничивающий полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных исключается. Предлагается установить правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. То есть в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оно не подсудно суду общей юрисдикции, дело может быть передано в арбитражный суд по правилам подсудности и наоборот. На сегодняшний день, в случае несоблюдения правила о подведомственности, производство по делу будет прекращено. 

Будет увеличен размер требований по делам, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства. Так в АПК РФ эти суммы будут составлять 400 000 руб. для ИП и 800 000 руб. для юридических лиц. Для сравнения сейчас эти суммы равны соответственно 250 000 и 500 000 руб.

Для приказного производства в АПК и ГПК РФ они уравняются и составят 500 000 руб. Сейчас в АПК — это 100 000–400 000.

А исполнительные листы будут выдавать только при наличии заявления взыскателя.

Как показывает статистика, количество рассматриваемых судами споров год от года неуклонно растет. Разработчики проекта, видимо, решили значительно упростить производство.

Насколько это будет соответствовать действительности, покажет время.

А пока сегодня все нововведения были подписаны Президентом.