• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Restate.ru - Орловский тоннель — быть или не быть?

Автор: Anastasiya Rusinova вкл. .

В Петербурге висит на волоске судьба одного из самых громких проектов государственно-частного партнерства последних лет — Орловского тоннеля. Свое мнение о причинах, поставивших под угрозу возможность реализации амбициозного замысла, высказала старший юрист, специалист по ГЧП юридической фирмы "Лигал Студио" Анастасия Русинова.

Источник

 

«Орловский тоннель» - проект платного автодорожного тоннеля под Невой, который должен соединить створ Пискаревского проспекта и Смольную набережную. Общая длина переправы - 3,4 км. Расчетная пропускная способность Орловского тоннеля - 60 тысяч транспортных средств в сутки в обоих направлениях (трасса должна иметь 6 полос движения на двух уровнях). Планировалось, что по тоннелю смогут передвигаться только легковые автомобили и грузовые с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, а также автобусы и машины служб спасения. Однако сейчас перспективы реализации проекта весьма туманны.

В ожидании коллапса

Предполагалось, что строительство Орловского тоннеля поможет решить транспортную проблему в Петербурге (городу уже который год предрекают транспортный коллапс). Как отмечали в Смольном, необходимость реализации проекта «Орловский тоннель» обусловлена несколькими факторами. Первый из них - перегруженность транспортной сети в центре города. Второй - отсутствие непрерывной транспортной связи лево- и правобережных районов в центре города. Третий - недостаточная пропускная способность существующих мостов через Неву. Четвертая причина - планируемый рост объемов транспортных потоков по всему городу. Тоннель должен был стать одной из основных транспортных линий города, круглосуточно связывая не только берега Невы (Свердловская - Смольная набережная), но и центральные районы с КАДом, разгрузить улично-дорожную сеть, а также снизить нагрузку на мосты центральной части Северной столицы.

Кроме того, строительство Орловского тоннеля должно было решить задачу федерального масштаба - повысить пропускную способность Волго-Балтийского водного пути. Тоннель позволил бы увеличить время разводки мостов на 1 час в сутки, что дало бы возможность осуществить пропуск большего количества судов.

Проект на троих

В соответствии с распоряжением Правительства РФ, строительство Орловского тоннеля планировали реализовывать с использованием схемы государственно-частного партнерства (ГЧП), в рамках концессионного соглашения. Предполагалось, что строительство тоннеля начнется в конце 2011 года, а завершится к 2016 году.

По условиям концессии, 33% средств планировалось инвестировать из федеральной казны (Инвестиционный фонд РФ), 33% взял бы на себя городской бюджет, а остальные 33% - частный инвестор. Срок действия концессии и окупаемости проекта - 30 лет.

Но уже на начальном этапе реализации проект столкнулся с трудностями - единственным претендентом на строительство тоннеля выступила ООО «Невская концессионная компания» («дочки» французского строительного концерна Vinci). В результате, в июне 2010 г. власти Петербурга и ООО «Невская концессионная компания» подписали соглашение о строительстве. В августе 2011 года концессионер получил положительное заключение Главгосэкспертизы России по технической части проектных работ. Однако до непосредственной стройки дело так и не дошло. Одна из причин - двукратный рост стоимости строительства, с 47,7 млрд руб. в 2007 году до 115 млрд руб. в 2012 году.

Кроме того, проект Орловского тоннеля сомнителен с точки зрения трафика, отмечают эксперты, - вокруг достаточно альтернативных бесплатных путей, а проблему круглосуточного переезда через Неву решает вантовый мост на кольцевой автодороге. Кроме того, стоимость постройки и эксплуатации тоннеля в сложных гидрогеологических условиях Петербурга намного превышает аналогичные затраты на мостовую переправу.

На разных началах

В результате, с наступлением времен бюджетного дефицита, Орловский тоннель стал одним из первых проектов, судьба которого оказалась под вопросом. Проект был окончательно заморожен решением городского правительства в апреле этого года в связи с дороговизной.

Согласно недавним заявлением чиновников Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), судьбу тоннеля решат до конца года. В тоже время губернатор Петербурга в августе уже высказал мнение, ставящее крест на судьбе переправы: «Я на крупные проекты смотрю не как на красивые макеты, а с практической точки зрения. Хватит денег или нет, а если нет - целесообразно ли их тратить? Если взять Орловский тоннель, то затраты неимоверны по сравнению с пользой, которую он может дать сегодня городу. Я понимаю, что Петербургу нужно как можно больше переправ, у нас плохая транспортная связь между районами. Но не любой же ценой», - заявил Георгий Полтавченко в интервью журналу «Город-812». При этом, по словам губернатора, от решения самой проблемы город не отказывается, просто идет поиск более экономных путей ее решения.

Однако председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, посещая Петербург, заверила горожан, что Орловский тоннель обязательно построят. В частности, спикер Совета Федерации считает, что проект городу нужен, построить мост в этом месте невозможно. Валентина Матвиенко отметила, что если сейчас у городских властей нет финансовых возможностей для строительства тоннеля, то оно может быть отложено. В сентябре она заверила прессу, что федеральный центр со своей стороны готов поддержать проект.

Напомним, власти Петербурга направили федеральным властям предложение о софинансировании проекта строительства Орловского тоннеля. Если центр откажется выделить на объект бюджетные средства, договор с соинвестором и генподрядчиком проекта может быть расторгнут, заявил ранее и.о. председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Олег Лысков. Пока соглашение с ними не разрывалось, хотя инвестор и не уложился в ранее заявленные объемы финансирования.

В поисках альтернативы

Пока вопрос остается открытым, правительство города готовит пути для отступления. В частности, появился даже альтернативный Орловскому тоннелю проект - Феодосийский мост (неразводной мост с одним арочным пролетом). По мысли проектировщиков, такая конструкция позволит судам маневрировать в условиях крутого поворота невского русла. Мост призван круглосуточно соединять Орловскую и Феодосийскую улицы, причем проезд по нему будет бесплатным. В настоящий момент ведется проектирование переправы.  Как указывается в документах госзаказа, проектная документация должна быть разработана до 20 декабря. Данный проект обойдется городской казне значительно дешевле, чем Орловский тоннель - затраты на строительство Феодосийского моста оцениваются в 15 - 17 млрд рублей.

Какое бы решение чиновники не приняли, в бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год расходы на Орловский тоннель не предусмотрены. Как подчеркнул глава Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Петербурга Константин Сухенко, все замороженные городом проекты финансироваться не будут.

После таких заявлений у многих экспертов не осталось сомнений в том, что в настоящем виде проект Орловского тоннеля реализован не будет. По мнению старшего юриста ООО «ЮФ «Лигал Студио» Анастасии Русиновой, высокая стоимость переправы стала одной из главных причин отказа от строительства. «Орловский тоннель - очень дорогой проект. Для него требуется огромный объем заемного финансирования. На этом фоне риски становятся еще более заметными, при том, что проект и так технически очень сложный. Сегодня никто не готов брать на себя такие риски: ни частные инвесторы, ни банки, ни город», - резюмировала  Анастасия Русинова.

Большинство экспертов сейчас сходятся во мнении, что городу не стоит реализовывать проект, который может стать финансовой катастрофой и дискредитировать саму идею государственно-частного партнерства.

 

Новости компании
27.08.2018
Владимир Комаров, управляющий партнер Legal Studio, принял участие в международной юридической конференции стран Юго-Восточной Азии АСЕАН (the ASEAN Law...
27.07.2018
Управляющий партнер «Лигал Студио» Владимир Комаров назначен арбитром  по внутренним спорам в МКАС при ТПП РФ (Приказ 04 июня 2018 года). "Это большая...
26.07.2018
Юристам Департамента реструктуризации и банкротства ООО «Юридическая фирма «Лигал Студио» удалось отстоять позицию по признанию сделок, совершенных после...
26.07.2018
Олег Шевцив, партнер "Лигал Студио", дал комментарий журналу "Коммерческий директор" на тему "Как предъявить неденежные требования должнику при...
30.06.2018
Наши специалисты являются постоянными  приглашенными лекторами  учебного центра последипломного образования "ЦНТИ Прогресс". Так 05 июня Анастасия...
Наши публикации
08.05.2018
Когда развод супругов сулит проблемы в бизнесе - статья Алены Ивановой, советника Legal Studio, для Делового Петербурга. Личный конфликт супругов может...
15.02.2018
"Выводы суда изменят закон.  Влияние актуальной судебной практики за 2017 г. на структурирование концессионных проектов" - по этим названием...
02.05.2017
После переезда в новый офис потребуется внеплановая спецоценка, комментарий Алексея Елисеенко для журнала "Генеральный Директор" С 2014 года все компании...
14.06.2015
"Эксперт Северо-Запад" вместе с экспертами отрасли изучал проблемы и перспективы проектов государственно-частного партнерства, привлечения инвестиций в...
11.06.2015
Любовь Николаева, старший юрист Legal Studio, в авторской колонке в разделе "Арбитраж" газеты Деловой Петербург №094 от 10.06.2015 рассказала, что...